Круглый стол 2 июля: тезисы и презентации участников

IMG_0553

В четверг, 2 июля состоялся очередной, третий по счету круглый стол, организованный Госгеокадастром Украины. На этот раз тема дискуссии звучала так: «Будущая реформа рынка земли. Взгляд большого бизнеса». К участию были приглашены крупные землевладельцы, представители агрохолдингов, профильных комитетов и организаций, а также ученых и представителей прессы. В обсуждении принял участие и председатель Госгеокадастра Максим Мартынюк. Модераторскую работу традиционно осуществлял ведущий экономист IMF Group Михаил Кухар.

IMG_0628

Встречу открыло выступление Павла Коваля, независимого консультанта в сфере экономики финансов и управления, заместителя директора Института экономики и менеджмента АПК в Киевском Национальном Экономическом Университете (презентация). Господин Коваль представил присутствующим доклад под названием «Состояние и перспективы развития рынка земли в Украине: взгляд крупного аграрного бизнеса», и в рамках своего выступления сделал обзор современных трендов аграрного рынка, его институциональной структуры и проблем завершения земельной реформы.

IMG_0524

Эксперт начал свое выступление с краткого экскурса в историю вопроса и очертил условные четыре этапа земельной реформы в Украине.

Первым этапом стало принятие в 1990 году Земельного кодекса Украинской ССР, которым было зафиксировано право на землю в форме наследуемого владения, постоянного владения, постоянного и временного пользования. Позже, в марте 1991 года, постановлением Верховной Рады «О земельной реформе» было закреплено возможность передавать землю в частную собственность. До этого, конечно, о владении землей в течение почти 70 лет нечего было и думать.

Второй этап ознаменовался принятием в 1992 году Закона «О формах собственности на землю» и введением трёх форм такой собственности:  частной, государственной и коллективной. Почти сразу же после этого было реализовано право частной собственности на землю — Законом «О фермерском хозяйстве». Собственно, этими шагами и был заложен категориальный аппарат процесса реформ.

IMG_0532

После двух удивительно решительных шагов, третий этап оказался не таким удачным: в течение 1994-1997 годов Президент издал ряд указов — о мерах по ускорению земельной реформы, о разделении земель, об аренде земли, о фиксированном налоге и тому подобное.

Наконец, четвертым этапом земельной реформы господин Коваль назвал Указ Президента Украины «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики» — именно им в 1999 году были ликвидированы КСП. На сегодня мы находимся на четвертом этапе — он до сих пор не завершен.

Двигаясь от ключевых событий прошлого к современной ситуации, эксперт кратко представил структуру сельскохозяйственных угодий Украины по формам собственности, а также обзорный анализ распределения земель за пользователями и структуру паёв по способу формирования дохода от их использования. По данным 2014 года, средний размер арендной платы составил 2,9% от нормативной денежной оценки земель.

Как утверждает господин Коваль, фермерские хозяйства составляют около 14% от общего количества арендаторов земли, чуть больше трети являются субъектами хозяйствования по месту локации паев, а более половины — субъектами хозяйствования не по месту локации паев. Всего же в Украине заключено около 4,8 миллионов договоров с различными хозяйствующими субъектами. Это важно анализировать с точки зрения поступления налоговых отчислений в бюджет.

Особое внимание эксперт уделил актуальным макроэкономическим трендам аграрного рынка. Представленная в ходе доклада инфографика проиллюстрировала соотношение ВВП и производства сельскохозяйственной продукции, структуру валовой добавленной стоимости, структуре украинского экспорта, занятость в аграрном производстве и тому подобное.

В рамках доклада были озвучены следующие факты:

  • средний размер земельного банка агрохолдинга составляет 75 тыс. гектаров;
  • доля уплаченной арендной платы десяти крупнейших агрохолдингов составляет 21% от общей уплаченной суммы;
  • до 2013 года темпы концентрации земельных банков агрохолдингов составляли около 10% в год.

Господин Коваль предоставил статистику по долям производства продукции крупнейших агрохолдингов, что определяет место и роль агрохолдингов в структуре АПК Украины, после чего оценил капитализацию публичных аграрных компаний украинского происхождения на мировых рынках.

IMG_0638

Господин Коваль не просто предложил присутствующим коллегам квинтэссенцию своего опыта и аналитической работы, а и обратился к ним с насущным вопросом — целесообразно ли снятие моратория на продажу земли, которое планируется ввести с 1-го января 2016? Конечно, это вопрос сложный и многокомпонентный, поэтому эксперт попросил отталкиваться в своих рассуждениях от таких факторов влияния, как средняя цена за гектар земли в долларах, доля земли, которую планируется продать, проблема фрагментации и существование сервитутов, а также потенциальных покупателей земли. Собственно, сформулированные таким образом вопросы и стали приглашением к дискуссии.

На уточняющий вопрос по поводу фрагментации и сервитутов от Сергея Кубаха, специалиста по управлению земельными ресурсами проекта «Поддержка реформ в сельском хозяйстве и земельных отношениях в Украине», господин Коваль ответил: речь идет о том, может ли наличие рынка земли помочь избежать  чрезмерной фрагментации. Этой проблемы можно избежать, если в законодательстве, в Земельном Кодексе, в законодательных и подзаконных актах присутствует такое понятие, как сервитут — частичное использование земель. Там могут быть разные подходы: на уровне договоров, на уровне законодательства и тому подобное. Это может быть полезным для крупных аграрных производителей — с точки зрения организации земельных массивов и использования новых технологий и техники.

IMG_0537

Вопрос Павла Кулинича, юридического советника проекта USAID «Агроинвест», касался представленных в докладе результатов аграрного хозяйствования — в основном на базе форм хозяйствования, основанных на аренде земли. Господина Кулинича интересовало, означает ли это полное исключение той доли аграрной промышленности, которая производится в личных крестьянских хозяйствах (производящие большую часть сельскохозяйственной продукции) и имеет ли мелкое хозяйствования перспективы в нашем аграрном секторе.

IMG_0575

Павел Коваль ответил, что «никогда не был адвокатом агрохолдингов» и не собирается выступать в этой роли и в дальнейшем, однако сама тема Круглого стола заставляет концентрироваться на анализе условий, в которых работает сейчас большой бизнес. Те 17% земли, используемые в рамках отдельных хозяйств, могут быть более эффективно использованы специализированными предприятиями. Они достаточно механизированны и автоматизированны. Институциональная структура — это один из базовых вопросов дальнейшего развития, поэтому эксперт выступил однозначно за многоукладность в институциональной структуре. Если мы сделаем ставку на какой0-то один институт — организационно-правовой или организационный — это будет большая ошибка для Украины. По мнению господина Коваля, не стоит акцентировать внимание исключительно на фермерах (как в Польше, где это даже нашло отражение в Конституции), или только на агрохолдингах, ведь опыт показывает, что это не лучший выход. Нужна многоукладность, а рынок, с участием государства, отрегулирует пропорции институтов — и по масштабам, и по формам собственности на средства производства, и по характеру распределения доходов, и по организационно-правовых и организационных формах.

Председатель Госгеокадастра Максим Мартынюк сразу отметил, что наше государство просто «обречено» на существование и важную роль агрохолдингов в экономической структуре сельскохозяйственного производства.

Во-первых, они своей деятельностью и развитием за последние годы доказали свою эффективность и право на жизнь. Конечно, это происходило, в том числе, за счет определенных налоговых преференций, но тем не менее. Во-вторых, га сегодняшний день большое количество агрохолдингов уже осуществило IPО, их акции присутствовали на мировых биржах и в составе их акционеров есть иностранный капитал — то есть такая форма хозяйствования является эффективной. В то же время все преимущества агрохолдингов несколько портятся тем негативом, который создается в социальной сфере в сельской местности.

IMG_0589

Ситуация с занятостью катастрофическая именно там, где хозяйничают агрохолдинги. Если их структура производства не изменится, это будет пагубно для села — населенные пункты просто исчезают. В то же время в Европе сельская местность имеет свой устойчивое развитие и функционирует нормально, в том числе с точки зрения инженерного обеспечения и социальной инфраструктуры. Если в ближайшее время агрохолдинги не изменят свою производственную структуру и не вернут свой взгляд в сторону животноводства, например, или других, более трудоемких отраслей сельскохозяйственного производства, то наша социальная ситуация в сельской местности будет только ухудшаться.

По мнению господина Мартынюка, Украине нужно сосредоточиться на том, чтобы обеспечить — в том числе через рыночные механизмы — эффективный оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения, и обеспечить многоукладность в аграрном производстве.

IMG_0540

В конце господин Мартынюк предостерег, что если кто-то сейчас находится в плену мифа, будто бы агрохолдинги не готовы сейчас финансово выкупать свои земельные банки, то это не так. Они рассчитывают на то, что первая волна желающих приобрести землю составит примерно 20% от общего количества владельцев паев, а уж на покупку 20% агрохолдинги имеют достаточно ресурсов. Агрохолдинги могут стать полноценными игроками на рынке, если такой рынок начнет работать с отменой моратория.

Стефан Вербунт, постоянный советник проекта «Твиннинг», согласился с господином Мартынюком практически по всем пунктам его выступления, однако обнаружил расхождения во взглядах с главным докладчиком.

IMG_0572

Господин Вербунт не согласился, что агрохолдинги имеют такой большой вес для земельного рынка Украины. Главный вопрос — куда Украина идет, или  желает идти в сфере сельскохозяйственного производства. Эксперт также отметил, что сожалеет о незавершенности аграрной реформы в Украине и не верит, что за агрохолдингами — будущее сельскохозяйственного сектора для нашего государства. Они не решают проблему безработицы и не прикладывают усилий, чтобы сохранять плодородие земель. На самом деле многие агрохолдингов имеют сегодня огромные долги, и производительность их работы достаточно низкая, а работают они преимущественно на мировой рынок, хотя и в самой Украине можно ускорить процесс переработки и увеличить добавленную стоимость. Это дало бы очень сильный импульс занятости в сельской местности, и рабочая сила перестала бы с такой скоростью «перетекать» в большие города. Отсюда вопрос — какую политику должно выбрать государство, чтобы достичь поставленных целей через 5-10 лет.

Комментарий господина Павла Кулинича и связанный с этим вопрос резонировали с вопросом от господина Вербунта. Эксперт выразил мнение, что поскольку Украина страдает от олигархизации, то агрохолдингизация — это составная часть этого негативно окрашенного процесса, поэтому к ней следует применять те же меры предосторожности.

IMG_0568

Господин Коваль прокомментировал это следующим образом: в экономике нашего государства никто искусственно не создавал агрохолдинги — так сложились экономические условия. Если проанализировать создание этих агрохолдингов за последние десять лет, мы увидим, что около 90% из них привели капитал из других сфер (металлургия, энергетиков, финансовый сектор) — ведь Украина, как известно, имеет минерально-добывающий характер экономики. В ближайшие полтора-два года мы можем увидеть сельское хозяйство с очень слабыми холдингами, и это может вылиться в достаточно печальное зрелище. Институциональные структурные изменения очень плохо влияют на экономику. По поводу рабочих мест — есть тенденция, что большое их количество создают именно мелкие и средние производители. Но если поинтересоваться вопросом, кто создает наиболее конкурентные рабочие места, то окажется, что их создали именно агрохолдинги — модернизированные, капиталоемкие, инновационные. Кто привлек больше инвестиций, в том числе в технологии? По данным 2014 года, капитализация аграрного сектора снизилась на 14% — значит, мы не получили определенное количество инвестиций и кредитов, не создали определенное количество рабочих мест.

Вектор будущего развития насчитывает целый ряд моделей. Есть основополагающие вещи, которые должны стать принципами развития, и мы должны решить, будем развивать аграрную сферу как бизнес или как социальный проект, как сочетать аграрный бизнес и развитие сельских территорий. Для этого нет ни организационной структуры, ни финансовых возможностей.

Есть мировые тренды, которые проявляются в течение десятков лет, в том числе в США и в странах Западной Европы — это тенденции к увеличению размеров ферм, к сокращению количества индивидуальных хозяйств, что сопровождается ростом эффективности. Происходит объединение мелких производителей в профессиональные и полупрофессиональные организации, кооперативы и так далее. Учитывая такие процессы, так называемая стратегия «измельчения» может оказаться ненужным «шагом назад» для Украины и повторением чужих ошибок.

Максим Мартынюк по этому поводу кратко прокомментировал, что большой агробизнес — один из немногих крупных бизнесов в Украине, построенный относительно прозрачно. Это тот бизнес, который «поднимался» отчасти благодаря определенному стечению обстоятельств на мировом продовольственном рынке, отчасти благодаря уже упомянутым налоговым преференциям. Аграрное лобби времен 90-х годов — «красные директора», что «сидели на распиле дотаций», но современное аграрное лобби — это люди, которые достаточно легко могут объяснить происхождение своего первого миллиона.

IMG_0588

Михаил Мишов, руководитель группы консультационных услуг для АПК в Украине компании Ernst & Young, взяв слово, сказал, что не считает масштаб производства определяющим, главное — как в компании отстроены процессы производства, отношение к земле. Есть и маленькие фермерские хозяйства, которые истощают землю и ведут экстенсивный тип работы, поэтому важно смотреть на эффективность производства, а не размер самого предприятия. Крупные агрохолдинги имеют свои преимущества — например, меньшая себестоимости продукции, а также больший доступ к адекватному финансированию. Они могут иметь скидки при покупке минеральных удобрений, семян, средств защиты растений и тому подобное. В некоторых агрохолдингах понимают, что нужно инвестировать в местные сообщества, так как имеют долгосрочную стратегию присутствия в определенном регионе, а для этого необходимо иметь нормальные отношения с местными жителями.

IMG_0622

Роман Леонов, представитель Харьковской областной общественной организации «Союз землеустроителей Харьковщины» еще раз в ходе дискуссии акцентировал внимание на вопросе снятия моратория. По его мнению, данная проблема имеет в основном политическую природу, и эта «карта» не раз разыгрывалась с целью манипуляций электоратом. Снимать мораторий нужно, но поэтапно — чтобы не раскалывать общество. Помним, что в Украине 74% земель принадлежат гражданам, и надо объяснить, что мораторий, в первую очередь, снимается с земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащих им. По поводу земель, находящихся в государственной собственности, позиция эксперта такова: в течение первых года или двух мораторий снимать не нужно, потому что нет экономического обоснования стоимости земли. Граждан нужно успокоить, что государственные земли не «продаются иностранцам»; а когда сложится рынок, когда государство будет понимать, по какой цене целесообразно продавать землю — можно будет рассмотреть вариант сдачи ее в аренду на аукционах.

IMG_0606

Модератор дискуссии Михаил Кухар обратился к эксперту с вопросом, целесообразно со стороны государства подчеркивать, что земли государственной собственности и частные землевладения будут продаваться на разных условиях, на что господин Леонов однозначно ответил, что запрещать гражданам продажу земли нельзя. Если государство желает защитить сельского жителя, надо действовать иначе. Когда была разрешена выдачу сертификатов, землю у крестьян покупали за копейки. Можно, например, ввести такое ограничение — при заключении договора купли-продажи запретить продажу земли дешевле нормативно-денежной оценки. Что касается государственных земель, стоит не только вопрос ценообразования, а и вопрос коррупции в Госгеокадастре, которую необходимо свести к минимуму. Только победив коррупцию, можно будет экономически эффективно распоряжаться ресурсами.

IMG_0629

Господин Олег Гончар, представитель общественной организации «Центр конструктивных технологий ПиарЛенд», еще раз вернулся к вопросу социальной ответственности агрохолдингов, насущных проблем с обеспечением села, с инфраструктурой и дорогами. Наибольший риск для агрохолдингов — в том, что они потеряют свои земли, а любые резкие изменения приведут к тому, что рынок начнет «качать». Есть системные проблемы — вроде того, как в прошлом была паи земля. Это риск, и агрохолдинги сейчас не готовы к снятию моратория. Наиболее мотивированными для продажи, по идее, должны быть пайщики, но они, наоборот, боятся «неизведанного», то есть последствий продажи своей земли.

IMG_0620

Ольга Ходаковская, кандидат экономических наук, заведующая отделом земельных отношений Национального научного центра «Институт аграрной экономики», согласилась с высказанным уже в ходе дискуссии мнением, что крупные агрохолдинги создавались естественным образом, путем переливания средств и капитала в отрасль сельского хозяйства. 37% рентабельности, с точки зрения эксперта — это хорошие показатели, что указывает на определенные объемы производства сельскохозяйственной продукции. Особенность современной ситуации в том, что в основном продукция идет на внешние рынки, на мировой рынок. Холдинги ввозят валюту в страну, но объемы этой валюты не такие уж и большие. Эти денежные массивы остаются на оффшорных счетах.  По просьбе Михаила Кухара уточнить источники статистических данных госпожа Ходаковская назвала среди ключевых Госкомстат и Национальный Банк Украины. Также госпожа эксперт поддержала мнение, что предприятия не обязаны финансировать развитие социальной инфраструктуры, они скорее должны в полном объеме и своевременно уплачивать в бюджет налоги, на которые потом будет осуществляться эта работа; в то же время есть предприятия, которые берут из бюджета больше, чем возвращают в виде налогов.

IMG_0626

Заседание завершилось коротким анонсом следующего Круглого стола, который планируется посвятить анализу земельного рынка и опыта земельной реформы в США и странах Западной Европы. Представители зарубежных экспертных кругов поделятся своим опытом, который позволит украинским аграриям оценить, что из этого можно позаимствовать, а чего, наоборот, следует остерегаться.

IMG_0610

Сделать репост
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •